Система «α Shops» - www.alphashops.ru изготовление интернет-магазинов, готовые интернет-магазины. современный эффективный инструмент Интернет-торговли!

Интернет-магазин эротического женского белья YourJoy Lingerie Shop - нижнее женское белье, эротическое белье, одежда для особых случаев, интим, бесплатная доставка, магазин для взрослых в Саратове, продажа интим товаров в Саратове. Интернет-магазин эротического женского белья. Пример дизайна Интернет-магазина, выполненного в экспрессивных темных тонах, выражающих ночную жизнь, с добавлением красного цвета страсти. Анимированное меню. Магазин готов к продажам. Возможна небольшая коррекция дизайна по цветовой гамме.

Интернет-магазин корпусной мебели, мягкой мебели, товаров для интерьера и аксессуаров. Стильный Интернет-магазин со строгим дизайном для торговли всеми типами мебели и аксессуарами для украшения интерьера (корпусная мебель, мягкая мебель, кухонные группы, спальни и т.п.) Меню анимированно. Магазин готов к продажам. Возможна смена логотипа и небольшая коррекция дизайна по цветовой гамме.

Интернет-магазин корпусной мебели, мягкой мебели, товаров для интерьера и аксессуаров. Еще одна вариация дизайна Интернет-магазина мебели. Меню анимированно. Магазин готов к продажам. Возможна смена логотипа и небольшая коррекция дизайна по цветовой гамме.

01.09.2014 (Пн)

15:11 (Моск. время)

Старые новые улицы

Рубрика: История вопроса
Автор: Нет

Без описания

Фото: Без описания

У улицы Мичурина было шесть названий


Кораблями из минувшего плывут её дома,  

 

Будто это и не улица — история сама.

 

Б. Окуджава 


Сегодня в Саратове свыше тысячи пятисот названий улиц и переулков. 130 из них — в честь выдающихся общественных и государственных деятелей, 40 связаны с именами защитников Отечества. Но начиналась саратовская топонимика совсем с других названий.


Юлия Шишкина, Дмитрий Козенко


Шелковичная без шёлка


Первые улицы Саратова были спроектированы в 1674 году. Их было три: Московская, Царицынская (потом Большая Сергиевская, нынешняя Чернышевского) и Покровская (ныне Лермонтова). Рос город, увеличивалось количество улиц, но многие из них оставались безымянными. Названия стали появляться после пожара 1811 года и при застройке города по новому плану.

К середине XIX века в центре Саратова появляются улицы Мясницкая, Тулупная, Кузнечная, Соляная, Сретенская и др.

Любопытна история названия улицы Шелковичной, которая сейчас проходит через весь город. В XVII веке царское правительство хотело организовать в Нижнем Поволжье собственную сырьевую базу для развития шёлкоткацкого производства. В 1764 году французу Антону Вердье отвели для этой цели плантацию под Саратовом в 60 десятин и выделили деньги. В пяти верстах от Лысой Горы посадили тутовые деревья и создали фабрику. Но дела у Вердье шли плохо, и в 1766 году плантация и фабрика перешли в руки саратовского купца Шехватова. И у него с шёлком не задалось. Тогда городской магистрат устроил здесь небольшую, в одну десятину, плантацию, но шёлка получали мало, и скоро его производство совсем прекратилось. Улица, которая пролегла на месте плантации тутовых деревьев и фабрики шёлка, стала называться Шелковичной.


У всех спуски, а у нас взвозы!


Дореволюционные улицы разделялись по нескольким критериям. По составу населения, профессиональному признаку: Армянская, Цыганская, Казачья, Мясницкая, Кузнечная. Под влиянием церковных названий: Большая и Малая Сергиевская (Чернышевского и Мичурина), Троицкий взвоз, Ильинская, Часовенная (Челюскинцев). По географическому фактору: Белоглинская (от названия протекающей по соседству речки), Горная, Валовая. По фамилиям известных домовладельцев или купцов: Бахметьевская, Живодёрова, Панкратовская, Обуховская. Были и улицы-тракты, ведущие из города: Московская, Астраханская, Вольская.

Спецификой Саратова было наличие взвозов— крутых подъёмов от берега Волги, по которым поднимались от волжских пристаней повозки, гружённые поклажей. От Ржева до Астрахани улицы, спускающиеся к Волге, называют съездами или спусками и лишь в Саратове — взвозами! 150 лет назад взвозов тут было множество: Казанский, Часовенный, Троицкий, Воздвиженский, Армянский, Приютский, Гимназический, Бабушкин, Родионовский, Провиантский, Шмидтовский и т. д.

Щетининский взвоз иногда называли Живодёрским. Только сюда, в целях сохранения чистоты прочих мест, разрешалось привозить на продажу или увозить животных, живых или уже забитых. Сегодня на месте этого взвоза — небольшая площадь и памятник Юрию Гагарину.

А от Армянского взвоза (ныне улица Октябрьская) начинались вниз по Волге береговые участки, которые городские власти сдавали в аренду под пассажирские пристани сроком на 5–6 лет, после чего аренду следовало возобновлять. Поэтому пароходные пристани в Саратове в разные годы могли располагаться по-разному, в зависимости от того, кто какой участок берега взял на очередной срок в аренду. Армянской улица, а следственно, и взвоз, стала так называться потому, что в начале XIX века на ней стали селиться купцы-армяне, скупавшие в Саратове для отправки в Персию значительное количество хлеба и овса.

Сейчас в Саратове сохранились лишь Бабушкин и Князевский взвозы, все остальные влились в улицы и стали их частью.


Была Навозная — стала Зарубина


Вообще, до октября 1917 года переименования улиц были достаточно редки. Исключение — Немецкая улица. Уже в 1883 году саратовская дума решила переименовать её в честь героя турецкой кампании генерала Михаила Скобелева. Тогда предложение не поддержали в верхах. А вот после смены власти, с 1917 года Немецкая стала улицей Республики, пока в марте 1935 года не получила имя коммуниста Кирова.

Смена уличных названий в Саратове — своеобразный барометр политической жизни в стране. На каждое крупное историческое колебание реагировали идеологически правильной табличкой. Можно условно выделить четыре волны переименования улиц в Саратове.

Первая волна(1918–1927 гг.): в рамках классовой борьбы отменялись все старорежимные «царские» названия. Например, Полицейская стала Октябрьской, Введенская — Революционной, Губернаторская — Степана Разина. Новые таблички символизировали замену старых идеалов на новые, провозглашённые Лениным и большевиками.

Вторая волна(1913–1941 гг.) ознаменовалась антицерковной пропагандой и увековечиванием героев революции, гражданской войны и боёв с фашистами в Монголии, Испании и т. д. Именно тогда Ильинская стала улицей Чапаева, Угодниковская — Ульяновской, а Камышинская начала носить имя воздушного аса, Героя Советского Союза Виктора Рахова.

Третья волна(конец 1950-х – 1960 гг.) затронула те улицы, которые не попали под две предыдущие волны. Переименовывали под события или юбилеи. Улица Соляная получила имя героя-космонавта Алексея Леонова, Кирпичная — Героя Советского Союза Ивана Посадского, а улица Печальная — фронтовика Анатолия Серова.

Четвёртая волна(1991–1993 гг.): пришла мода на возврат к историческим корням. Саратовцам пришлось привыкать, что площадь Фрунзе, как встарь, Ильинская, проспект Ленина — Московская, а улица Антонова – Саратовского снова Соколовая. Вернулись на карту Саратова Большая Казачья, Провиантская, Бабушкин взвоз, Театральная площадь, Мясницкая и многие другие.

Но полностью изживать наследие советских времён не стали — так и остались в городе привычные улицы Советская, Чапаева, Чернышевского. А вот из названия саратовского пешеходного проспекта получился гибрид: в 1992 году малый совет по историко-культурному наследию города вернул историческое название, оговорив двойное «Проспект Кирова – Немецкая улица». Однако в 1993 году мэр Юрий Китов утвердил лишь советский вариант.

Среди саратовских улиц есть настоящие рекордсмены по смене табличек. Например, нынешняя улица Мичурина (изначально Малая Царицынская) в разные времена называлась Малая Сергиевская, Верхняя Сергиевская, Малая Никольская, Панкратовская, Культпоходовская. Современная Лермонтова была Покровской, Музейной, Пароходной. А улица имени Героя Советского Союза Владимира Зарубина встарь была известна как Навозная, Овражная, Глебовская, Нижняя.


Герои нашего времени


Довольно активно вносил изменения в карту города губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. В 1997 году, чтобы увековечить вклад воспитанников танковых училищ Саратова в победу над фашистами, улицу Городскую и Астраханский переулок с лёгкой руки губернатора переименовали в улицу Танкистов и водрузили там на пьедестал танк Т-34. По инициативе губернатора вокруг памятника Столыпину появилась одноимённая маленькая площадь. В те же времена несколько кварталов улицы Первомайской в районе недостроенного ТЮЗа назвали улицей Юрия Киселёва.

Есть примеры из скороспелых акций. Так, в 2001 году, в преддверии вероятного визита в Саратов Александра Лукашенко, Предмостовую площадь срочно переделали в Славянскую. Но название не прижилось — маршрутки так и ездят с названием «Предмостовая».

Чуть позже в Саратов прилетают депутаты Европарламента, и городские чиновники встречают их за воротами аэропорта с новенькой табличкой «Площадь Совета Европы». На самом деле эта «площадь» — не что иное, как бывшее автобусное кольцо.

В наши дни переименование улицы — крайне редкое событие, в 2000-е такие моменты можно пересчитать по пальцам. Например, горожанам надоело жить по адресу «Воскресенское кладбище», и они обратились в комиссию с просьбой дать улице имя мещанина Алексея Пичугина. В 2007 году улицу Полковую в Ленинском районе переименовали в улицу имени основателя саратовской системы бездефектного труда Бориса Дубовикова. Предложение поступило из саратовского центра стандартизации. Из последних переименований: улица Революционная стала носить имя прокурора Евгения Григорьева. Занимается переименованием и присвоением имён улицам специальная комиссия по топонимике, в которую входят чиновники, краеведы, общественники.

Карта Саратова 2010 года представляет собой причудливую смесь из исконных исторических названий, советских, привнесённых и совсем новых, зачастую незамысловатых. Относительно недавно в новых жилых кварталах Саратова появились улицы Малиновая, Абрикосовая, Жемчужная, Звёздная, Счастливая. За этими названиями нет ни истории, ни глубины, ни тайны. Да и с табличками в Саратове беда: например, таксисты и врачи скорой помощи жалуются на лабиринты одинаковых по виду улиц в посёлке Юбилейном.


***


Присвоение названий городским улицам иногда приводило к весьма неожиданным результатам, совсем не тем, которых добивались инициаторы. Например, где-то в начале 70-х решили переименовать Бабушкин взвоз. Кому-то пришла в голову сохранить созвучие со старым названием. И в один не самый прекрасный день саратовцы узнали, что теперь в городе есть взвоз имени Бабушкина. (Иван Бабушкин был профессиональным революционером, погибшим в 1906 году.) Дабы поскорее внедрить в головы горожан новое название, обязали водителей «четвёрки» — троллейбусного маршрута — обязательно объявлять эту остановку. Едешь в троллейбусе — водитель молчит как рыба. Подъезжаешь к взвозу — водитель, не скрывая раздражения, говорит в микрофон: «Взвоз имени Бабушкина».

Реакция пассажиров была совсем не той, на которую рассчитывали наследники революционных идей.

— Какой дурак придумал?

— Что хотят, то и делают!

— Глупость какая-то!

Реакция народных масс каким-то образом дошла до власть имущих, новое название, так и не прижившись, тихо исчезло.

Вообще-то, Бабушкиным взвоз назвали по той причине, что именно по нему направлялись старушки на пристань, чтобы отправиться по святым местам. Налицо было столкновение двух идеологий. И победила вовсе не коммунистическая.

Другая история. Вольскую, чтобы показать силу дружбы с Чехословацкой социалистической республикой, переименовали в Братиславскую. Сделали это летом. И вот, после отдыха в университетском лагере на острове Чардым ехал в троллейбусе преподаватель филфака Олег Иванович И. О переименовании он не знал. И когда услышал новое название улицы, сначала опешил, а потом и возмутился.

— Какая такая Братиславская! Вот раньше было прекрасное название — Вольская. В этом слове и Волга, и воля!

Громкие разговоры о воле насторожили некоторых пассажиров. Возможно, они на бывшей Вольской, а ныне Братиславской и работали в большом сером здании. Завязался спор. Как говорили, с рукоприкладством. Олег Иванович и прежде слыл среди студентов человеком со странностями, так что этой истории или легенде никто на филфаке не удивился. Хотя закончилось всё достаточно печально. Наш преподаватель попал на лечение в нервную клинику, или, как тогда говорили, на Кутанинскую дачу. Вернулся на факультет уже к концу второго семестра совсем другим человеком — тихим и благосклонным к студентам. А улице вернули прежнее название уже в 90-е годы.


***

(Текст подготовлен по материалам книги Александра Паркина «Саратов на рубеже XIX–XX веков» и исследования студента исторического факультета СГУ Александра Касовича «Улицы Саратова: старые и новые названия»)

Комментарии к статье:
13:55 31.01.2011 Lupus

  Спасибо за прекрасный материал о нашем родном городе!!  

15:13 13.09.2011 Максим

  Интересная статья ничего не скажешь  

* Комментарии являются мнением исключительно посетителей сайта. Администрация сайта ответственности за комментарии не несет. Комментарии, содержащие нецензурную лексику и/или отражающие расовую, половую и другие виды дискриминации, будут удалены.

Добавление комментария:

Комментарии временно не доступны. Приносим извинения за неудобства!

Наши рубрики:
 

“Газета недели в Саратове”

Учредитель - ООО “Издательский дом “Энергия”

Издатель - ООО “Издательский дом “Энергия”

Адрес: г. Саратов, пр. Строителей, 31

Главный редактор - Д. Б. Козенко

Адрес редакции: 410600, г. Саратов, ул. Киселёва,

д. 47.

e-mail: gazeta@id-e.ru

тел. редакции:

27-23-81,

27-25-18,

27-56-12,

27-98-91

Яндекс.Метрика
Разработка и дизайн сайта - Роман Аманов (amanov.roman@gmail.com)